ru_tn/dan/04/32.md

2.5 KiB
Raw Permalink Blame History

И все живущие на земле ничего не значат. Он поступает по Своей воле как с небесным войском, так и с живущими на земле. И нет никого, кто бы мог сопротивляться Его руке и сказать Ему: "Что Ты сделал?"

Последние четыре стиха главы, в которых снова говорит царь, воспринимаются как своего рода манифест с которым он обратился к подданным, когда вновь обрел разум. Исторических свидетельств о том, чтобы Навуходоносор принял "Бога Даниила" как своего единственного Бога, нет. Но идея превосходства Всевышнего как над всем "воинством небесным", так и над всем "живущим на земле", вполне утвердилась в просветлевшем сознании монарха. То обстоятельство, что язык "манифеста" весьма напоминает язык некоторых псалмов (к примеру, Пс. 144:13) и многих мест в книге Исани (Ис. 24:21; 40:17; 43:13), склонны объяснять тем, что к составлению его был причастен Даниил.

И все живущие на земле ничего не значат

То есть нет человека, который был каким-то особенным, более значительным и важным, чем другие. Эти слова произносит царь, который прежде считал себя самым великим и могущественным (см. стих 27).

Он поступает по Своей воле как с небесным войском, так и с живущими на земле

То есть Бог властвует и над ангелами, и над людьми; Он делает то, что считает нужным.

И нет никого, кто бы мог сопротивляться Его руке и сказать Ему: "Что Ты сделал?"

Бог ни перед кем не отчитывается и не объясняет своих действий. Он - полноправный правитель всей вселенной.